|
Любимые праздники: День Святого Валентина |
| В этот день принято поздравлять всех людей, к кому ты хорошо относишься - сюда входят и родители, и братишки-сестренки,
и племянницы-племянники, и, конечно, друзья.
Но основное внимание 14 февраля уделяется возлюбленным, дамам и кавалерам сердца.
Валентинов день - это еще и день ангела всех, кого зовут Валентином и Валентиной.
|
Следует учесть, что февраль на Руси - издавна месяц свадеб. Поэтому сельские девицы молились в этот день о женихах,
просили Всевышнего послать в мужья парня красивого да домовитого, ловкого и мастеровитого. Данный факт можно использовать при
защите Дня влюбленных 14 февраля и у нас.
Дата 14 февраля в церковном календаре британцев и американцев названа Днем святого Валентина, который по легендам,
мифам слыл великим мучеником. Однако ни англичане, ни американцы не помнят, почему один из самых веселых праздников мира,
богатый традициями, связан с именем Валентина? Почему издавна в Великобритании и США этот праздник называют "Днем всех влюбленных"?
Некоторые версии появления этого красивого и романтичного праздника:
Версия первая.
14 февраля - это день птиц и... влюбленных, день Весны. Существует поверье, существуют приметы, что 14 февраля природа делает
резкий поворот к весне, а птицы выбирают себе пару, начинают брачные птичьи игры, попарно летают в небе и как бы открывают
весенний "сезон любви". Именно поэтому и молодые люди 14 февраля, на старте весны, выбирают сердечных друзей, партнеров,
приятелей. В шекспировском "Сне в летнюю ночь" Тезей упоминает Сент-Валентайз Дэй как день птиц.
Версия вторая.
На середину февраля падает по римскому календарю Новый год. Можно предположить, что в древнем Риме, как в древней Руси, во
время новогодних праздников были приняты святочные гадания на суженых - обряд выбора спутника (спутницы) жизни. Возможно,
потому, что гадания падали на 14 февраля, т.е. на день почитания святого Валентина, этот день стал праздником влюбленных.
Версия третья.
Обычай проводить 14 февраля праздник влюбленных развился из языческих обрядов, связанных с римским праздником плодородия,
весны, который восходит к так называемым люперкалиям (луперкалиям). Установлено, что в день казни святых Валентинов или одного
из них проходил традиционный римский языческий праздник "Люперкалия" - праздник молодых, во время которого юноши и девушки
выбирали себе женихов и невест и объявляли о предполагаемой помолвке. Если же намерения их были не столь серьезны, то во время
праздничных оргий любой мог найти себе просто друга и подружку на дни этого праздника.
В средние века, в дни люперкалиев поэты слагали, а барды исполняли специальные любовные стихи и песни. Праздничные столы, особенно
на придворных праздниках, в Валентинов день ломились от вина и яств. Женихи и невесты, друзья и подружки пировали, общались, открыто
целовались. Было принято публично объявлять о помолвках, о предстоящих женитьбах и замужествах. Христианской церкви в ранний период
ее существования не всегда удавалось искоренить древние традиции, и тогда она пыталась приспособить их к новой вере, замещая прежний
обряд посвящением дня какому-нибудь святому, чья мученическая смерть пришлась как раз на время совершения языческого ритуала.
Скорее всего обычай праздновать Валентинов день возник именно так. Но это все-таки версия. Версия версией, а в день этот христиане
вспоминают двух мучеников Валентинов, их имена и связывают с праздником.
Версия четвертая.
Она связана с именем молодого христианина - врача Валентина, который по доносу попал в тюрьму, когда в Риме бушевала весна и
птицы открывали "сезон любви". А вот далее начинаются легенды. По одной из них дети - поклонники молодого врачевателя - бегали
к окнам тюрьмы и бросали своему старшему другу, который их лечил, был всегда добр, учил жизни, играл с ними, записочки с поздравлениями,
признаниями в любви, приветами и пожеланиями.
Дети стремились помочь другу, поддержать и ободрить его. Тюремный надзиратель - человек
суровый, ненавидевший христиан, поклонник императора Клавдия - прогнал детей. Но когда он прочитал наивные записки детей
(первые "валентинки"), то узнал о необычных лекарских способностях узника.
И тут возникает вторая легенда. У надзирателя
любимая дочь была слепой от рождения. В дни праздников она, как обычно, сидела дома. Ей не суждено было найти себе
любимого - кому нужна слепая невеста? И тогда, нарушив закон, надзиратель привел дочь к заключенному врачу, не ожидая,
что одна трагедия сменится другой.
Вот, что об этом пишет журналистка Татьяна Колобова, проведшая исследование этой истории: "...Произошло чудо: Валентин вернул
зрение девушке, и она полюбила его. Но короткой и несчастливой была ее любовь. Вскоре Валентина казнили. От их любви осталось
одно свидетельство, о котором не забыло предание, - небольшое письмо, почти записочка, "валентинка", как скажем мы теперь,
которую сочинил молодой человек для нее, скромно подписав в конце: "Ваш Валентин".
И не известно, какому богу молилась впоследствии воспитанная в язычестве дочь надзирателя, но, может быть, именно она впервые
воскликнула: "Он святой!".
Если верить этой версии, то в ней есть и такая деталь: перед казнью Валентин также написал всем знакомым и последователям
множество записок. Так родилась традиция "валентинок". Именно этот святой Валентин считается покровителем всех, кто юн,
влюблен, обручен, он защищает путешественников, больных детей, молодоженов; и по сей день все, кто несчастен в любви,
возносят молитвы именно ему.
Версия пятая.
Считается, что святой Валентин - это епископ Тернийский. Он как священник венчал молодые пары вопреки приказам Клавдия второго,
который в каждом одиноком неженатом мужчине видел только своего солдата. За это епископ и был сожжен на костре по одной версии
14 февраля 270 г. в Риме, по другой - в 360 г. в Терни.
Выбирайте версию и стройте по ней сюжет своего праздника Валентина и Валентины.
Школьный почтамт.
В сценарий праздника следует внести работу школьного почтамта с каким-нибудь романтическим названием, вроде
"Любовь нечаянно нагрянет...". Хорошо бы сотрудникам этого почтамта поучить "клиентов" - старшеклассников -
культуре любовного эпистолярного жанра, хотя бы выставить "образцы" любовной переписки, "образцы" конвертов и
открыток с элементами художественного творчества. Не сомневаюсь, школьники не имеют большого опыта рисовать, красиво
оформлять любовные послания. Пусть поучатся хотя бы раз в году, в День святого Валентина.
Почтамт может объявить конкурс на самый красочный оригинальный конверт и подготовить приз, например шоколадный торт в виде сердца.
Можно подготовить открытые послания (письма, открытки, телеграммы, записочки, бандероли, посылки) всем Валентиновичам и Валентиновнам,
всем, у кого фамилия Валентинов, Валентинова или что-нибудь в этом роде. Вручать послания публично, а некоторые зачитать
(с разрешения авторов).
Почтамт может объявить и провести конкурс на шуточное любовное послание в стихах или в прозе. Например, послание, все слова
которого начинаются на букву "Л". (...Ласковая любвеобильная Любушка [Лиза] любит ловкого ленивца Леню. Леня любит либо Лизу,
либо Лену - лукавых, любезных лапушек...) Можно также организовать конкурс на творческое признание в любви в письменном виде
(письмо, открытка). В таком послании категорически не должно быть слов: "люблю", "дорогая", "милая", "единственная", "желанная",
"обнимаю", "целую" и т.д. Не должно быть общепринятых, в некотором роде затертых слов. Это сделать не просто. Но можно.
Конечно, отправление клятвенных заверений в любви по почте далеко не единственный способ выражения чувств. Можно использовать
печать - школьную, стенную. Жанры разные: от стихов в конкретный адрес до шуточных объявлений "Ищу друга (подругу)",
"Готов познакомиться...", "Напиши мне" и т.д. Словом "валентинки" разнообразны по форме и содержанию: обычные и с выкрутасами,
расцвечены сюрпризами, розыгрышами, чужими и своими стихами, с подписями и без, но обязательно с изображением сердец и стрел амура,
птиц и цветов и т.п.
Радиоузелок.
А еще на балу в День Валентина и Валентины могут действовать радиоузелки "А если это любовь?" и студия звуковых писем и песен,
которая заранее запишет всех желающих поздравить, предоставив им наборы пластинок и записей, музыкальные инструменты и даже томики стихов. В процессе праздника радиоузелок и студия будут "крутить" свои "любовные" пленки, создавая музыкальный и вербальный фон празднику влюбленных.
По книге:
Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. - М.: Новая школа, 1997.
| |
|
|