|
По книге Киреевой Е.В. История костюма.
ВВЕДЕНИЕ
Одежда появилась в самые отдаленные времена существования культуры, еще в первобытном обществе.
Она была необходима для укрытия тела от палящих лучей солнца, от ветра, холода.
Эстетические представления у человека, очевидно, возникли позже, чем он начал изготовлять нужные ему предметы.
Лишь в процессе освоения орудий труда, утвари, одежды, в процессе их создания человек вырабатывает определенные
эстетические понятия. Первоначально это были самые примитивные представления - представление о ритме, вызванное
повторением трудовых процессов, о симметрии и т. д.
Постепенно человек начинает вносить в создаваемые им предметы,
в том числе в предметы одежды, свое представление о красоте, которое выражает и его индивидуальный вкус, и общий эстетический идеал,
присущий конкретной эпохе. При этом в основе эстетического формирования костюма остается его функциональное назначение.
Кроме того, уже с самого своего возникновения костюм оказывается явлением социальным. Даже раскраска тела у племен,
находящихся на низшей ступени развития, связана не столько с эстетикой, сколько с положением человека в племени
(вождь, взрослый воин и т. д.), и только далее приобретает эстетическое значение.
Как предмет утилитарный, одежда связана и с природными условиями страны, в которой она появилась.
Даже в один и тот же исторический период в странах с различными климатическими условиями одежда различна.
Это относится и к древности, и к настоящему времени, когда, казалось бы, единая европейская мода подвергается трансформации
странах с разным климатом. Климатические условия часто определяют и само появление того или иного предмета одежды. Так,
воины римских гарнизонов, находящиеся в более суровых, чем на родине, климатических условиях (в Галлии, Британии),
заимствуют от варваров их элементы одежды: теплый плащ "сагум", штаны "бракка" - совершенно неприемлемую ранее для
римлян часть костюма. Если в итальянском костюме XVI века мех встречается лишь в качестве отделки, то в русском
костюме того же времени мех не только украшение, но прежде всего необходимый материал, из которого изготовляют
многие предметы одежды.
Изготовление одежды зависит также от уровня развития производительных сил общества, его экономики.
На разных стадиях развития экономики существовали различные технические возможности изготовления одежды.
Только на определенной стадии стало возможным само шитье.
Костюм несет в себе определенный художественный образ, так как помогает человеку выражать эстетический идеал эпохи.
Этот идеал развивается и изменяется вместе с жизнью общества и не только отражает изменения, происходящие в развитии экономики,
но тесно связан с политикой, религией, этикой. "Эстетический идеал тесно связан с жизнью, он "вырастает" из действительности,
ак определенная форма осмысления жизни, и в то же время идеал есть результат практической деятельности людей.
Творчество людей "по законам красоты" во всех областях приложения человеческих сил является той питательной почвой,
на которой формируется эстетический идеал".
В каждую эпоху существования человечества эстетический идеал отражал представление об "идеальном" человеке, его внутренней
сущности и внешнем облике. Одежда подчеркивает или изменяет "классический идеал" человека, созданный различными эпохами.
Так, идеалом человека древней Греции был молодой, доблестный и прекрасный воин-атлет с великолепным, тренированным телом,
поэтому костюм греков только слегка подчеркивал формы фигуры, не искажая их.
В средние века, в период господства христианских догматов, человеческое тело, особенно женское, считалось греховным,
что создавало определенные тенденции в костюме. Формы тела скрадывались, скрывались под тяжелыми, пышными тканями.
В эпоху Возрождения нормой красоты вновь становится человек, со всей сложностью своих чувств и способностей.
Костюм делается более удобным, более гармоничным, как бы выражая гармонию внутреннего и внешнего в человеке.
В конце XVIII века, в период Просвещения, своего рода эталоном прекрасного сделалась природа, очищающая и вдохновляющая
человека, а также античность, считавшаяся непревзойденным образцом для подражания. Костюмы того времени приобретают
естественные, спокойные формы, напоминающие костюмы древних.
Непродолжительное господство определенных форм костюма называется модой. Мода в какой-то мере отражает многогранность
социального, исторического и художественного развития человека. Можно сказать, что она отражает конкретный эстетический
идеал определенного периода.
Но в любую эпоху эстетический идеал в классовом обществе носит классовый характер. Так же и мода.
Уже в самые отдаленные эпохи классовое разделение общества приводит к классовой дифференциации в одежде.
Костюм определял прежде всего социальное положение, ранг человека. Господствующие классы создавали моду в своих интересах,
подчеркивая при помощи костюма свое привилегированное положение. Вот почему мода прошлых эпох носила "нерабочий" характер.
В феодальном обществе, особенно в период средневековья, мода регламентировалась различными постановлениями.
В ряде законов запрещалось недворянам носить шелковую и бархатную одежду и т. д. Даже длина носков обуви была
строго регламентирована. Часто сама форма, конструкция костюма определяла положение его владельца.
Длинные рукава кафтана русского боярина, почти полуметровые носы рыцарской обуви, женские юбки-кринолины - в
се это подчеркивало непричастность к труду. После французской революции 1789 года и особенно с начала XIX века,
в период бурного развития капитализма, привилегии господствующего класса в одежде обеспечивались уже не законодательством,
а материальным положением человека.
Однако в силу жизненных условий часто происходит расхождение между идеалом и бытом. Обычно в жизни создается
не идеальный модный костюм, а костюм "бытового стиля". Этот стиль отражает модное направление, но приспосабливает
его к конкретным условиям жизни. Сравнивая, например, модный костюм аристократки XVIII века, не знающей, что такое труд,
с костюмом служанки того же времени, можно заметить, что при общих характерных чертах, определяющих модный силуэт данного
времени, между этими костюмами существует значительная разница, обусловленная образом жизни.
Особое место в истории костюма занимает национальный костюм, хранителем традиций которого является народ. Народный костюм
во все периоды, безусловно, воздействовал на костюм высших классов и в то же время сам испытывал его влияние.
Так, в начале XIX века в России в моду вошли "греческие" платья, подпоясанные под грудью. Эта мода распространилась
вскоре и на русский крестьянский костюм: традиционный сарафан крестьянки стали подпоясывать под грудью.
Национальный костюм складывался постепенно, под влиянием многочисленных факторов, причем сложность его формирования
зависела и от внешних ВЛИЯНИЙ. Так, будучи в XVI веке самой сильной державой в Европе, Испания распространила свои
моды на Францию, Нидерланды, Италию.
Костюм тесно связан и с этикой. Законы этики определяют нормы общения людей между собой, обязанности человека по
отношению к обществу, к семье и т. д. Поскольку каждая страна проходит в своем развитии индивидуальный исторический путь,
то этика в различных странах развивается самобытно, соответственно с характером нации, ее обычаями и традициями.
Более того, в одну и ту же эпоху разные классы часто имели совершенно различные этические представления, которые
отражались непосредственно в костюме. Так, например, глубокое декольте, характерное для женского костюма высших
классов в XVII-XVIII веках, было неприемлемо для народного костюма.
| |
|
|